Вы задумывались, почему дети так любят делать домики из подручных средств, чтобы
спрятаться там от всех? А ведь это вопрос личного пространства, которое малышам важно
так же, как и взрослым. Дети подсознательно стремятся очертить свои личные границы и
создать в них собственный мир. Однако, родители, чаще всего пресекают эти попытки,
считая их капризами и своеволием.
Так зачем ребёнку личное пространство и как относиться к детским секретам?
Новорождённый малыш большую часть времени спит, ему не нужно личное пространство
– так считает большинство родителей. Младенца кладут в родительскую кровать, а его
вещи постепенно рассеиваются по всей квартире. Вырастая и всё больше осваивая мир,
привыкший к такому положению вещей ребёнок по-прежнему предпочитает спать вместе
с родителями. Для игры он выбирает не игрушки, а кастрюли и миски на кухне, мамину
косметику и папины инструменты. Малыш не понимает, что такое личные границы, и не
видит ни своего пространства, ни пространства других людей.
За этим следует формирование известных привычек, таких как перебивать взрослых,
требовать себе лучшее место в автобусе и забирать у других детей игрушки в песочнице.
Отсутствие ответственности, неумение думать о других – это, в первую очередь,
последствия несформированных с детства личных границ.
Без права на собственные вещи и переживания не сформируется ядро личности
взрослеющего человека, его самодостаточность и аутентичность. Вопрос безопасности
ребёнка также зависит от его уважения к собственному личному пространству. Точно
зная, чего он не желает получать от других людей, где и с кем ему неуютно, малыш будет
протестовать против насилия.
Три года – переломный момент, известный кризис трёхлеток под названием «Я сам!». В
этом периоде малыш практикует всё, чему научился, активно познавая окружающий мир.
Отныне ребёнок – любознательный человек, который настаивает на своей
самостоятельности, протестует против навязывания своего мнения и попыток заставить
что-либо делать против воли.
Именно с трех лет ребёнок начинает отделять себя от других. Он чувствует потребность в
организации собственного пространства, приватности. Малыш начинает требовать
самостоятельности и понимает, что он – отдельная личность со своими желаниями,
игрушками. Ребёнок четко осознает, что он хочет решать сам и делать всё без помощи
взрослых.
С трех до пяти лет формируется и развивается внутренний план действий. Четырёхлетка
уже способен осмысливать свои действия, думать над ними и делать выбор. Например,
малыш понимает, что обнажаться перед всеми нехорошо, поэтому активно противостоит
желанию помыть его, усадить на горшок или переодеть при других людях, а на любые
попытки помочь заявляет: «Я сам!». В этом возрасте появляется способность сохранять
маленькие «секретики», а это уже собственная территория.
С пяти до семи лет растущий человек способен самостоятельно ставить перед собой цели,
планировать порядок действий. Малыш становится, по словам многих родителей,
«неуправляемым», всё чаще предъявляя претензии, споря, отстаивая своё мнение.
Ребёнок в этом возрасте способен до 40-60 минут пребывать в одиночестве, размышлять
и заниматься своими любимыми играми и делами. Безусловно, наличие собственной
территории и условий для уединения поможет приобрести самостоятельность и
ответственность.
К седьмому году жизни дошкольник уже остро нуждается в личной территории, на
которой он будет устанавливать свои правила, где нет контроля и можно быть самим
собой. Помните, что личное пространство – это не только место, но и время для себя,
собственный выбор занятий или игр без менторского сопровождения, контроля и
принуждения к тому, что вы считаете важным.
Школьник семи-девяти лет активно стремится уйти из-под родительской опеки. У него
уже есть свои обязанности, которые способствуют быстрому взрослению. Задача
родителей – дать ребёнку возможность оценить преимущества своей ответственности, а
также научить самостоятельности.
С 9-10 лет у современных детей начинается подростковый период. Тинейджеры отрицают
авторитет взрослых, бурно реагируют на ущемление прав, бунтуют. Именно в этом
возрасте могут наблюдаться протестные уходы из дома после ссор или давления
родителей. Так ребёнок стремится расширить рамки своего пространства. Внимание к
подростку поможет избежать острых проявлений кризиса, но сопровождение не должно
быть навязчивым. В этом периоде вашему бунтарю нужно показать на примерах, что
любое общение выстраивается на взаимных компромиссах.
Если понятие о личных границах не сформировалось, то возможны следующие
негативные последствия: позиция жертвы. Ребёнок начинает понимать, что от его мнения и решений ничего не зависит. Он не стремится проявлять инициативу, демонстрирует безволие.
Такие дети чаще становятся жертвой школьного буллинга, физического,
психического насилия, потому что не умеют отстаивать свои права.
синдром неудачника. Ребёнок уверен, что у него никогда ничего не получится,
поэтому не склонен прикладывать усилия и добиваться целей. Каждая неудача в
учёбе или общении лишь утверждает его в этом мнении. Это проявляется
неуспехами в учебе, неумением эффективно использовать время и силы.
тревожные расстройства психики. Поскольку ребёнок не ощущает ценности своей
личности, у него часто проявляются тревожность, беспокойство, страхи,
мнительность и даже панические атаки. Он не удовлетворён происходящим и не
умеет видеть свою жизнь в перспективе. вредные привычки и зависимости. Не находя для себя отдушины в самостоятельности, ребёнок будет стремиться туда, где его авторитет признают – в
«плохие» компании. Подросток может начать курить, пробовать алкогольные
напитки или токсичные вещества. Зависимость может быть также пищевой или
эмоциональной, а проявление этого – истерики, булимия, анорексия, склонность
вредить себе и своему телу.
Родители несут ответственность за жизнь, здоровье и благополучие малыша. Это
порождает ложное убеждение, что взрослые родственники вправе контролировать
каждый шаг чада, не выпуская его из-под своего контроля ни на минуту.
Современные гаджеты способны отслеживать все передвижения ребёнка, его действия,
местоположение в каждый момент. В первую очередь, это вопрос безопасности. Но, к
сожалению, многие допускают распространенную ошибку с гиперопекой, проверяя
детский телефон без разрешения, выворачивая карманы и подвергая проверкам всё, что
малыш делает.
Почему-то считается, что взрослые вправе распоряжаться детским временем, определять
лучшие занятия, игры вопреки желаниям, выбирать для сына или дочери игры, одежду,
друзей, кружки и секции. Однако при этом каждый родитель мечтает вырастить
ответственного и самостоятельного человека.
Обладание своими вещами и территорией – очень важный фактор в формировании
полноценной личности. Малыш – такая же индивидуальность, как и взрослый, просто
находящийся на пути становления. Он должен иметь личное пространство и обладать
своими вещами, потому что собственность – важный атрибут личности, без которого она
не сформируется так, как заложено в потенциале.
У каждой семьи разные материально-бытовые условия, поэтому не все родители могут
выделить для ребёнка комнату. Однако даже в стеснённых условиях или в многодетной
семье можно создать условия для каждого малыша. В этом помогает зонирование
помещения, индивидуальные вещи, возможности каждому побыть наедине с собой и
уважение к личному времени всех в семье.
Если хотите создать условия для развития личности, формирования самостоятельности и
ответственности сына или дочери, то ваш путь лежит через следующие этапы:
Уважение личной жизни своего ребёнка
Не целовать и не обнимать, если малышу или подростку это неприятно. С 5-6 лет ребёнок
может самостоятельно мыться и выполнять гигиенические процедуры, поэтому нужно
предоставить в этом свободу и помогать только по просьбе. Очень важно научить себя
стучаться в комнату малыша прежде, чем войти. Вскоре и ребёнок поймет необходимость
этого уважительного действия, когда захочет войти к родителям.
«Моя комната – моя крепость»
Свою личную территорию, будь то письменный стол, кровать или целую комнату, ребёнок
должен убирать сам и только сам. Можно помочь крохе, если он не в силах справиться с
таким объемом. Но обязательно советуйтесь с ним, что куда сложить или выбросить,
отсортировать или разместить на стенде поделок. Вырастая, ребёнок будет понимать и
принимать всю ответственность за порядок на своей территории.
Право на своё мнение
Уважайте его, ведь это проявление уникальной личности, которая впоследствии будет
только развиваться и улучшаться. Откажитесь от фраз типа «Мал ещё!» или «Ты никто и
звать тебя никак», ведь ваша цель – вырастить сильную личность, а не сломать её на
корню.
Право на ошибку
Малыш имеет право на собственные ошибки. Родители могут советовать, приводить
аргументы, но не давить. Ребёнок выбрал школу восточных единоборств вопреки вашим
советам? Это его решение, за которое он отвечает. Если через какое-то время он пришёл к
выводу, что карате не для него, обсудите вместе ситуацию. Спросите, почему малыш так
решил, и найдите другое занятие, которое придётся по душе. Ребёнок, как и мы, идёт по
жизни впервые, и он вправе пробовать силы в разных сферах в поисках своего настоящего
пути.
Право на собственные секреты от родителей
Не читайте личный дневник, не взламывайте шкатулки и ящики стола под замком, не
просматривайте телефон и переписки в соцсетях. Завоёвывайте доверие малыша,
начиная с нежного возраста. Тогда всем, что происходит, он будет делиться сам. Но
секреты от взрослых – это личное пространство вашего взрослеющего ребёнка, за которое
он уже несёт свою ответственность.
Как любить и баловать детей, знают все родители, ведь любви и внимания много не
бывает. Но нужно помнить, что чрезмерные чувства рано или поздно превращаются в
противоположность. Фанатизм неприемлем в любой сфере, тем более в воспитании.
Безопасность, как и контроль лежат в зоне родительской ответственности. Поэтому
взрослые должны сформировать правила, которые определят для каждого в семье
личное пространство, а также компромиссы для гармоничного взаимодействия.
Родители порой боятся предоставлять ребёнку самостоятельность. Но путь через
освоение личного пространства – настоящее посвящение во взрослую полноценную
успешную личность. Поэтому ребёнок должен его пройти с вашей помощью и
поддержкой, но максимально самостоятельно.
Личное пространство — это необходимость каждого человека вне зависимости от его
возраста. Ребенок, рождаясь, становится полноправным членом общества, который
проявляет свои желания и потребности через различные способы общения и
самопознание. Устанавливая для этого границы, малыш учится соприкасаться с внешним
миром, открывая в нем для себя все новые и новые территории, эмоции и предметы.
Задача родителей, не нарушая этих границ, помочь в освоении этого удивительного и
яркого мира.
Легче всего разобраться, что такое личные границы, на примерах. Пять видов личных
границ, которые часто нарушаются родителями из благих побуждений.
Ситуация 1. Ребенка заставляют доедать до конца
Насильно кормить ребенка или заставлять его доедать — нарушение его физических
границ. Этим мы сообщаем ему, что он должен верить не своим телесным ощущениям
(голоду, сытости), а внешнему наблюдателю (маме, папе, бабушке), который почему-то
знает про это лучше.
Нарушение физических границ — это все, что связано с телом и с телесными
ощущениями. Вот другие примеры вторжения в эти границы:
Ребенка насильно укладывают спать: запугиванием, угрозами, уговорами.
Без разрешения роются в вещах, просматривают личные сообщения, проверяют
телефон.
Применяют физические наказания. Даже легкий шлепок по попе может вызвать у
ребенка чувство унижения и беспомощности, а в дальнейшем привести к
убежденности, что «меня можно ударить, если я веду себя „не так, как надо“».
Ситуация 2. Ребенка насильно ведут на кружки
Каждый человек, даже если он еще ребенок, имеет право на свои увлечения и свой образ
мыслей. Это тоже некое личное пространство, которое ограждается от других
интеллектуальными границами.
Если родители после детского сада или школы тащат упирающегося обеими ногами
ребенка на фортепиано, рисование или кружок по шахматам — они нарушают его личные
границы.
Каждый человек, даже если он еще ребенок, имеет право на свои увлечения и свой образ
мыслей.
Да, возможно, это развивает и открывает какие-то дороги в будущем, но вред может
получиться больше, а силы окажутся потрачены зря. Есть масса примеров, когда
полученный для родителей красный диплом пылится в шкафу, а закончивший музыкалку
ребенок содрогается от одного упоминания о музыке.
Интеллектуальные границы нарушаются, если:
- Ребенку запрещают высказывать свое мнение: «Еще молоко на губах не обсохло,
сиди да помалкивай».
- Его высказывания высмеиваются и неоправданно критикуются: «Да что ты
понимаешь».
- Его заставляют читать книги, которые ему не интересны: «Я лучше знаю, что тебе
нужно».
Ситуация 3. Ребенку запрещают плакать
Родители могут запрещать ребенку плакать, а также злиться, смеяться, грустить или
выражать любые другие эмоции. В этом случае страдают эмоциональные границы.
Если ребенок подавил злость или сделал вид, что не обижен, это не значит, что он
перестал злиться или обижаться. Просто эмоции загнаны в темный угол, из которого они
рано или поздно вылезут в искаженной форме в виде непонятных капризов, хронического
раздражения на родителей и даже болезней.
Просто эмоции загнаны в темный угол, из которого они рано или поздно вылезут в
искаженной форме в виде непонятных капризов, хронического раздражения на
родителей и даже болезней.
Задача родителей не подавлять эмоции, а научить выплескивать их безопасно для
окружающих и для самого ребенка. Как это делать — тема отдельной статьи.
Мешают отстаиванию эмоциональных границ такие утверждения:
«Мальчик не должен плакать».
«Девочка всегда должна быть доброй».
«Злиться — плохо».
Ситуация 4. У ребенка отнимают свободное время
Когда ребенок учится и помогает по хозяйству — это нормально. Не нормально, когда
обязанности занимают все его время. Или, когда в его свободное время вмешиваются.
Так происходит нарушение временных границ.
Время — невосполнимый ресурс. Бережным отношением к его времени вы подготовите
ребенка не «разбазаривать» его и во взрослой жизни.
И тогда он сможет сказать «нет»:
Когда его будут отвлекать пустыми разговорами: «Мне скучно, давай поболтаем».
Когда попытаются решить свои проблемы за его счет: «Тебе же все равно нечего
делать, подвезешь меня в аэропорт?»
Ситуация 5. Ребенка стыдят, когда он не делится
«Фу, жадина», «дай ему машинку, ты же ей все равно не играешь» — эти фразы звучат на
каждом шагу, а ведь это нарушение материальных границ.
Материальные границы — это отстаивание личной собственности. А у ребенка уже
таковая имеется. Он имеет право отказаться делиться своей игрушкой. И вправе подарить
ее кому и когда захочет. Если родители уважают эти границы, они не будут при этом
стыдить, ругать и делать недовольное лицо.
Он имеет право отказаться делиться своей игрушкой. И вправе подарить ее кому и когда
захочет.
Сегодняшним родителям это особенно трудно. Отголоски лозунгов СССР («все общее»)
дают о себе знать. Но принять материальные границы ребенка очень важно. Иначе он и
сам не будет их чувствовать по отношению к другим людям. Отсюда воровство,
отнимание силой и обиды на тех, кто чего-то не дал.
Источники:
https://iqsha.ru/ilove/post/nuzhno-li-rebenku-lichnoe-prostranstvo. Нужно ли ребенку
личное пространство?
Как родители нарушают личные границы детей: 5 ситуаций. Бочечко Н.С.