Поведение для ребенка – это единственный способ заявить о себе, так как других способов влияния на взрослых и мир вокруг у него просто нет. Поэтому любое поведение имеет значение, поскольку оно несет информацию о внутренних трудностях, которые испытывает ребенок.
Любое поведение формируется из взаимодействия эмоций, регуляции и познавательной деятельности. При недостатке какого-либо компонента ребенок не способен сдерживать себя, контролировать свое поведение, осознанно планировать свою деятельность, следовать принятым правилам. И этот дефицит проявляется во всех сферах жизни ребёнка и вместе с процессом взросления может приводить к серьезным проблемам в поведении, которые трудно поддаются коррекции.
Для того, чтобы ребенок научился понимать себя, необходимо, чтобы он научился прежде всего чувствовать свое тело, его возможности, понимать свои потребности, свое эмоциональное состояние. И главное – научился это выражать приемлемым для себя и окружающих способом.
Для кого:
- для детей с расстройством аутистического спектра;
- для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
- для детей с агрессией
- для всех детей, имеющих проблемы с поведением
Начинать занятия можно в любом возрасте.
Длительность занятия и продолжительность курса назначает врач – невролог или врач – психиатр на очной консультации, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Занятие по поведенческой коррекции проводит нейропсихолог, прошедший обучение по игровой терапии, методике DIR Floortime, ABA – терапии, а также поведенческой коррекции.
Принципы работы специалиста:
1. Работать не с феноменом поведения (агрессией, тревожностью и т.д.), а с его функциональной причиной;
2. Помогать ребенку правильно себя вести для выражения своего внутреннего желания и потребностей;
3. Использовать комплексный подход в работе, сочетание различных методов коррекции, наиболее подходящих ребенку;
4. Стремиться к большой цели, ставя перед ребенком достижимые задачи;
5. Работать совместно с родителями.
Программа по коррекции поведения строится конкретно для каждого ребенка с учетом развития его когнитивной, регуляторной и аффективно-эмоциональной сфер.
Как проходят занятия:
1-ое занятие консультационно-диагностическое. Специалист знакомится с ребенком и его семьей. Совместно с родителями:
• проводит диагностику регуляторных функций ребенка
• выбирает мишени для работы - действия ребенка, которые вызывают наибольшую тревогу, и которые родители считают наиболее проблемными
• определяет то, что нравится ребенку (предметы, действия)
• определяет цели негативного поведения: сенсорная стимуляция, избегание требований, доступ к желаемому или привлечение внимание.
2-ое занятие. Налаживание коммуникации и оценка навыков ребенка выразить просьбу, обозначать предметы и пр. Выполнение небольших заданий.
3-е и последующие занятие. Отработка коммуникативных навыков, совместного внимания и вовлеченности. Обучение новым навыкам взаимодействия.
Главная задача и специалиста, и родителя — понять значение поведения, чтобы реагировать на само это значение, а не на поведение.