Одним из основных методов реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является адаптивная физическая культура. В отличие от ЛФК, как метода лечения, АФК – это скорее средство реабилитации и социализации, которая подразумевает физическое воспитание, физическую культуру, а также адаптивный спорт.
Следовательно, в процессе адаптивного физического воспитания необходимо создавать такие условия, которые способствовали бы, по возможности, максимальному развитию двигательной сферы, прежде всего, формированию у детей жизненно важных двигательных компетенций.
В связи с этим, в основе АФК для детей со сложными нарушениями развития лежит симультанный подход, где мощным фактором реабилитации ребенка выступает коррекционно-развивающая среда, а средства адаптивного физического воспитания рассматриваются как универсальный инструмент многонаправленного педагогического воздействия на все сферы развития ребенка.
В организации адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития предусматривается соблюдение следующих условий:
- целенаправленный и комплексный анализ состояния здоровья детей, проводимый с целью выявления не только нарушений в развитии, но и индивидуальных возможностей ребенка, на которые впоследствии следует опираться;
- использование в процессе адаптивного физического воспитания ряда специфических принципов и методов обучения двигательным действиям, личностно-ориентированного и гуманистического подхода;
- использование специальных методик и программы адаптивного физического развития коррекционной направленности с учетом выявленных особенностей психофизического развития, двигательной сферы, образовательных потребностей детей;
- использование доступных средств коммуникации вербального и невербального характера, позволяющих детям представить модель изучаемого двигательного действия; безоценочное восприятие ребенка и многое другое.
Имеющиеся отклонения в состоянии здоровья у детей со сложными нарушениями развития тормозят процесс освоения двигательного действия.
В связи с этим, очевидно, что особенности психофизического развития детей предполагают использование последовательного, поэтапного, системного подхода к развитию двигательных умений, при котором структура формирования двигательного действия предусматривает более детальное, поэтапное изучение движения, введение в него дополнительных этапов.
К ним можно отнести:
а) пошаговое освоение частей целостного упражнения;
б) формирование первоначального умения, кинестетических ощущений на основе сформированного представления за счет сохранных анализаторов;
в) по мере освоения разученных частей двигательного действия приступают к обучению целостного упражнения;
г) совершенствование двигательного умения путем его многократного исполнения, переход к самостоятельному выполнению двигательного действия;
д) использование двигательного действия в повседневной жизнедеятельности.
АФК помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти равновесие между своим воплощением в качестве социальной единицы и своей персонализацией как автономной личности.
Практически не существует видов заболеваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными.
Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определения нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов.
АФК – это не просто комплекс физических упражнений, это целая система мероприятий, направленная на коррекцию физических и психических нарушений у человека. Адаптивная физкультура обеспечивает общеукрепляющий, реабилитационный, и профилактический и многие-многие другие эффекты.
Но главное, — адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции ребенка в общество.
Адаптивная физкультура формирует в физическом или психическом здоровье:
- осознанное отношение к своим силам;
- способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
- компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
- способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
- потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
- осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
- желание улучшать свои личностные качества;
- стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
С каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия (один ребенок – один инструктор), но для улучшения эффективности занятия у детей от 10 лет, имеющих сложные двигательные нарушения, в нашем центре применяется адаптивная физкультура в тандеме, т.е. одновременное выполнение занятия двумя специалистами с одним ребёнком. Благодаря этому увеличивается плотность занятий и возможность специалистов выполнять упражнения различной степени сложности, оказывается необходимая страховка и контроль техники выполнения упражнений. Необходимость данных занятий определяет специалист после первичной консультации.
Продолжительность занятия составляет 55 -60 или 90 минут.
Узнать подробности и записаться на занятия можно по телефону: 8-931-105-85-90 ( многоканальный). Или Напишите нам.