«Занятия искусством не призваны сделать всех художниками. Их задача - освободить такие
источники энергии детей, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить
способность к наблюдению и оценке действительности»
Фридл Дикер-Брайденс
Что же такое арт-терапия? На этот счет делится своими мыслями наш арт-терапевт Анастасия
Титова.
Само слово состоит из двух слов «арт»-искусство и «терапия»-лечение.
Большое значение в усвоении новых знаний и видов деятельности имеет творческое развитие
детей. В широком смысле творчество, или творческая деятельность, — это всякая теоретическая и
практическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.
Арт-терапия очень ресурсна в отличие от уроков по рисованию, так как создает пространство, в
котором нет четких инструкций и шаблонных решений.
Это так называемая «творческая игра», где «все может быть всем», что ни задумаешь -можно
сделать. Вылепить, нарисовать, скомбинировать из подручных предметов и склеить. Такое
пространство способствует тому, что ребенок учится принимать смелые решения, действовать
самостоятельно и уверенно как на бумаге, так и в дальнейшем во взрослой жизни.
Какую же пользу приносит арт-терапия для детей с ограниченными возможностями?
Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно решать
как диагностические, так и задачи коррекционные, развивающие, терапевтические, а также
задачи творческого развития.
Арт-терапевтические упражнения направлены на развитие мелкой моторики, воображения, речи,
умственных способностей и интеллекта. Развивается координация рук, детские пальчики
становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится ощущать окружающие
предметы, их физические свойства.
Все художественные материалы имеют свои свойства, а знания свойств каждого материала
позволяет нам корректировать эмоциональные состояния детей.
Так, например, пластилин с успехом справляются с гиперактивностью и детской агрессией, а
работа на больших листах способна помочь застенчивому ребенку стать более уверенным в себе и
повысить самооценку.
Быть арт-терапевтом — это огромная ответственность и самая прекрасная миссия. А работа с
детьми — это всегда безусловная любовь, это гибкость, принятие, вера, это когда «все в любой
момент может пойти не по плану», но для меня это и есть самая большая ценность.
На занятиях я использую разнообразные техники, опираясь на познавательную и эмоциональную
сферу ребенка.
Мы лепим из пластилина, мы рисуем на мокрой и мятой бумаге, ставим различные кляксы и
угадываем на что они похожи, рисуем спонжиками, пальчиками и ладошками, учимся
ориентироваться в микропространстве листа, сочиняем истории и сказки и т.д.
с
В завершение каждого занятия ребенок показывает зрителю (родителям) свой творческий
продукт.
Я очень стремлюсь к тому, чтобы родители не оценивали работу словами «красиво /некрасиво», а
задавали практические вопросы. И тогда в сознании ребенка (если, например, ребенок в силу
своих возможностей невербален) появляются понимание того, что он своим продуктом
творчества может разговаривать (показать пальчиком кораблик, облака) Таким образом мы
создаем коммуникативную среду, в результате которой ребенок наполняется ощущением своей
важности, ценности -его увидели и оценили.
Любой творческий продукт и рисунок позволяет «вытянуть» из ребенка эмоции, которые внутри,
они становятся видимыми, а если мы их видим -мы можем ими управлять и понимать, что мы
чувствуем -а любое осознание своего чувства является очень целительным и терапевтичным.
В завершение хотелось бы добавить, что, развивая творческие способности у детей -мы создаем
условия для их успешной адаптации в социуме.
Поддержка и принятие любого творческое решения ребенка -очень терапевтично и ценно для
него. Ребенок может в одном рисунке прожить целую жизнь сказочного персонажа, вместе с ним
побороть свои страхи и переживания. Арт-терапия позволяет каждому ребенку получать
положительный опыт, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью.