Адрес:
Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д.7. к.3
Адрес:
Санкт- Петербург, улица Парашютная, дом 44, корпус 1
Адрес:
Москва, пр. Волгоградский, д.42
Режим работы: понедельник - суббота с 08.00 до 21.00
Главная \ Блог \ Когда начать путь реабилитации?

Когда начать путь реабилитации?

невролог

Многие родители в первые месяцы жизни ребенка задаются вопросом: когда необходимо начинать обследование ребенка и дальнейшую реабилитацию? Установление раннего диагноза ДЦП, своевременное начало, активное и непрерывное проведение лечения в первые месяцы жизни имеют решающее значение в достижении положительного эффекта.

Обычно предположение о наличие ДЦП подтверждается во второй половине первого года жизни ребенка, когда нарушения движения становятся заметны. В то же время доказано, что при обследовании детей в первые месяцы помогает уже к полугоду получить высокоинформативные данные о возможном ходе дальнейшего развития ДЦП. Это позволяет существенно снизить риск развития осложнений и при должном лечении в этот период значительно уменьшить или даже свести к нулю у ребенка формирование патологических установок движения.

Дети первого года жизни, особенно рожденные раньше срока, требуют особого внимания со стороны врача невролога. Родители объективно не могут оценить все факторы, влияющие на развитие ребёнка, и определить риск формирования ДЦП. На динамическом осмотре малышей невролог уже в первый месяц жизни может выставить риски формирования заболевания.

Ранняя диагностика ДЦП у младенцев важна по причине высокой пластичности детского мозга и его способностью быстрее, чем у взрослых, реагировать в ответ на лечение.

Даже у детей с относительно легкими проявлениями двигательных нарушений отмечаются в первые годы жизни задержка психического и речевого развития. У некоторых детей в дальнейшем это состояние сглаживается, но у других те или иные нарушения психического развития и речи остаются в разной степени выраженности. У большинства больных ДЦП имеются расстройства зрения, вестибулярной системы, схемы тела, что влечет за собой патологию пространственных представлений, а отсюда нарушения чтения и письма, ведет к ограничению в выборе профессии. То есть раннее установление диагноза и начало реабилитации может оказать влияние на то, сможет ли ребенок быть самостоятельным во взрослой жизни.

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с ДЦП, показал, что чем ранее начата медико-психолого-педагогическая реабилитация ребенка, тем она более эффективна и лучше ее результаты.

невролог MPH_5924

Для детей важно именно сочетание медицинских и психолого-педагогических реабилитационных программ, поскольку мы имеем дело с развивающимся, формирующимся организмом и чем разнообразнее будет воздействие, чем больше пострадавших систем будет включено в реабилитационный процесс, тем выше будет конечный результат.

Для оценки перспектив реабилитационного лечения важна комплексная всесторонняя диагностика ребенка, так как моторные нарушения при церебральных параличах часто сопровождаются сопутствующих диагнозами:

  • Сенсорные расстройства (патология зрения, слуха) встречается, более чем у 70% детей с ДЦП. Недостаточность слуховой памяти и слухового внимания, недоразвитие слуха приводит к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях - к недоразвитию речи. У ребенка может быть нарушено восприятие своего тела в пространстве (снижается или отсутствует понимание, где находится рука, нога), снижены или повышены реакции кожных рецепторов;
  • Когнитивные нарушения (расстройства памяти, внимания, зрительно-моторной координации, интеллектуальных и речевых функций). Такие нарушения проявляются трудностями с общением внутри семьи, в группе детского сада и школы. Затруднения могут быть связаны как с двигательным дефицитом, так и с отсутствием речи и её понимания;
  • Эпи-синдром: отмечается у 35% детей с ДЦП. Наличие эпилепсии осложняет проведение реабилитации и влияет на прогноз формирования двигательных, интеллектуальных функций, а также может представлять угрозу для жизни. Наличие эпилепсии одновременно усугубляет и двигательные, и когнитивные нарушения при ДЦП.

Только представьте, что 1 из 2 пациентов с ДЦП имеет нарушение интеллекта, 1 из 4 не владеет речью, 3 из 4 живут с хронической болью, у 1 из 5 расстройство сна, 1 из 4 страдает эпилепсией, 1 из 10 слепой, 1 из 15 принимает пищу только через зонд и 1 глухой. Чем раньше распознан ДЦП, тем раньше можно начать предпринимать усилия для минимизации его последствий.

ортопед офтальмолог

Для лечения ДЦП важно раннее начало, индивидуальный подход, непрерывность и преемственность на разных этапах, когда каждый специалист поддерживает и улучшает результаты, достигнутые предыдущим врачом. Лечение сочетают с учебно-воспитательной работой, эрготерапией (медицинской реабилитацией, обучающей пациента восстанавливать или приобретать бытовые навыки, трудотерапией). Необходимо включать в работу членов семьи ребёнка для соблюдения принципа непрерывности.

Такая диагностика достаточно сложна. Каждый из методов диагностики ДЦП требует участия высококвалифицированных специалистов. А использование автоматизированных методов и устройств открывает новые возможности раннего распознавания ДЦП.

Записаться на прием можно по телефону: 8-931-105-85-90 (многоканальный). Или Напишите нам.

Материалы, использованные в статье:
1. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. Семенова К. А., 2007
2. Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича. Методическое пособие. Немкова С. А., Заваденко Н. Н., Медведев М. И., 2013
3. Детский церебральный паралич /Авторы: Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", 2001,
4. Клинические рекомендации. Детский церебральный паралич у детей. Союз педиатров России, 2016

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить