Встретить «того самого» специалиста в бесконечной реабилитации ребенка бывает довольно сложно. Но Светлана может гордиться огромным количеством детей, которые растут на ее занятиях от совсем малых лет до вступления во взрослую жизнь. Светлана обладает огромным опытом работы с особенными детьми и помогает каждому, кто попадает к ней на занятия, в решении проблем: будь это запуск речи, помощь в подготовке к школе, консультация по питанию, обучение альтернативной коммуникацией, или даже самообслуживанию.
Светлана, кем вы хотели быть, когда были ребенком?
В детстве я была очень послушной девочкой, хорошо училась в школе и хотела быть учительницей, когда вырасту. В подростковом возрасте мечты, конечно, несколько раз менялись. Хотелось стать то моделью, то переводчиком. Но после школы всё же поступила в РГПУ им. А.И. Герцена, чтобы через 5 лет получить диплом олигофренопедагога.
Очень интересно, как вам далась учеба? Были сложности в начале карьеры?
Обучение захватило меня. Было много сложных и интересных дисциплин - невропатология, нейрофизиология, основы медицинских знаний, возрастная психология, психопатология и т.д. Часто беседуя с выпускниками других вузов понимаю, что нас готовили невероятно качественно, давали очень глубокие знания. На протяжении всего обучения были не только лекции, но и практика в детских садах, школах.
Когда я познакомилась со своими первыми учениками в школе "Озерки", сразу поняла, что ни одна из существующих на тот момент программ обучения им не подходит. Начался долгий, увлекательный, порой трудный поиск. Приходилось много повышать квалификацию, буквально по крупицам собирать важную информацию. На русском языке было не так много написано о детях неговорящих, с ТМНР. А если и было написано, то создавалось ощущение, что пишущие не имеют никакого представления об этих детях.
Сложности, с которыми столкнулась в работе - отсутствие программ, опыта работы именно с такой категорией детей, иногда отсутствие заинтересованности у родителей или педагогов (отсутствие веры в ребёнка) для меня были вызовом. И я увлеклась своей работой настолько, что в рамках бюджетной организации со строгими рамками, планами и формальным подходом стало тесно. Тогда в моей жизни появился Родник. И здесь простор для профессионального творчества был невероятный. Дети приходили совершенно разные, запросы от родителей тоже.
На данный момент я имею повышение квалификации по многим смежным областям - альтернативная и дополнительная коммуникация, поведенческая терапия, сенсорная интеграция, нейрологопедия, пищевая терапия.
Были дети, работа с которыми особенно запомнилась?
Отлично помню свой первый набор детей с ТМНР, тогда я только начинала работать, но уже результаты были. Один мальчик научился словом просить мяч (это была его любимая игра), второй рисовать (со специальной удерживающей перчаткой, но сам), третий показывал прекрасные спектакли без слов. Этих детей считали бесперспективными. Мы смогли найти к ним подход, выявить их интересы, сильные стороны и помочь добиться успехов.
Во втором выпуске была девочка, которая вдохновила меня на дальнейшее обучение по смежным специальностям (в том числе АДК). В первом классе она всё время плакала, и мы не могли понять почему, и соответственно никак не могли её успокоить. Через некоторое время мама девочки рассказала, что они обучаются использованию АДК. Предложила использовать визуальное расписание в школе. И выяснилась причина её плача - она просто хотела знать, когда пойдёт домой. С тех пор у неё всегда была возможность с помощью своего расписания узнать сколько уроков уже прошло, когда пойдёт домой, когда будет обед. За годы начальной школы мы научились разговаривать на разные темы. Она могла выбирать как провести перемену, какие задания выполнять на уроках, что есть в столовой. С каким воспитателем выполнять задания. На меня такое впечатление произвели перемены, которые в ней произошли, что дальнейшую свою профессиональную деятельность я решила посвятить работе с неговорящими детьми, с детьми, имеющими множество сопутствующих трудностей в развитии.
Какой подход вы используете в своей работе?
Считаю, что на занятии невозможно рассматривать ребенка только в контексте одной проблемы. Предпочитаю работать комплексно - на первой консультативной встрече обсуждаем запрос родителей, имеющиеся трудности, исходя из этого заполняем необходимые диагностики и чек-листы, составляем примерный план работы. По окончанию курса оцениваем результаты, родители получают простые и доступные рекомендации для дальнейшей работы. На занятиях можно и нужно записывать, задавать вопросы, снимать видео заданий, учится выполнять их дома.
Иногда родителям кажется, что всё что мы делаем с ребенком очень просто и легко, специалист не нужен. Тогда (по обоюдному согласию) родитель садится на мое место и пробует повторить всё увиденное. Оказывается, что просто кажется только со стороны.
В процессе игры с ребёнком, обучения любым навыкам специалист включен в процесс максимально, улавливает мимику, движения, реакции ребенка, моментально проводит анализ текущей ситуации и принимает решение как дальше строить работу.
В работе использую комплексный личностно-ориентированный подход. Воспринимаю ребенка как личность с его желаниями, потребностями, эмоциями. Стараюсь максимально охватить все рутины - игра, коммуникация, приём пищи, навыки самообслуживания. Ну и безусловно, не забывая при этом о работе с родителями и ближайшим окружением. Ведь ребенок не живёт сам по себе, он существует в контексте семьи. Такой комплексный подход в тандеме с родителями даёт качественно значительно более высокие результаты, отсутствует кабинетный эффект - когда один на один со специалистом он всё выполняет, а дома нет.
Моя задача - максимально адаптировать ребёнка в его повседневной жизни. И это уже выходит далеко за рамки представления о традиционной работе логопеда. В институте раннего вмешательства есть понятие - трансдисциплинарный специалист, который для решения задач использует знания из разных областей.
На данный момент самое большое удовольствие я получаю, когда вместе с ребёнком делаю шаг вперёд. Я научилась радоваться даже самым маленьким их успехам, научилась показывать родителям сильные стороны их детей. Научилась помогать родителям сделать их жизнь с ребёнком проще, качественно лучше.
Получаю удовольствие, когда вместе с ребёнком делаю шаг вперёд. Моя работа — это по любви.
Записаться на прием можно по телефону: 8-931-105-85-90 (многоканальный). Или Напишите нам.