Современная система образования в основном рассчитана на детей со стандартными возможностями, тех, кто может обучаться по общей программе и успевать её осваивать в соответствии с установленными требованиями. Однако в реальности многие дети имеют особые образовательные потребности. Особенные дети зачастую лишены нормального общения вследствие нарушения речевых функций. Это безусловно сказываются на психофизическом развитии ребёнка в целом.
Как преодолеть эту проблему и безболезненно перейти к школьному обучению? Ее решение возможно только при дополнительной подготовке и развитии дошкольника. Важно сформировать предпосылки для последующей интеграции в школьной среде, то есть активного участия в учебной деятельности и жизни школьного социума.
Регулярные занятия по подготовке к школе целесообразно начинать не ранее чем в 5,5–6 лет. И нужны они не для того, чтобы дать ребенку знания и сведения. Их цель — научить не только играть, когда хочется, и в то, что нравится, но и заниматься. Это могут быть занятия по подготовке к письму, чтению, формированию элементарных математических представлений, но в игровой форме. Их рекомендуется проводить не чаще одного-двух раз в день и двух-трех раз в неделю.
Даже при хорошо продуманной системе подготовки в работе с каждым ребенком возникнут свои нюансы. С одним нужно больше заниматься речью, с другим — двигательной деятельностью, третьего учить элементарной концентрации внимания. Единых, стандартных рекомендаций по развитию и методик для подготовки к школе нет. Однако существуют некие общие правила взаимодействия с особенными детьми, которые важно соблюдать даже при самостоятельной подготовке к школе дома. Родители - важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком. Они отрабатывают, закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами.
Не ждите быстрого результата, не делайте ставку на современные «инновационные» методики «тренировки (развития) мозга». Развитие и подготовка к школе особенных детей — путь с остановками, иногда длительными, на каждой ступеньке. Это остановки для накопления новых знаний и освоения новых игр, получения опыта общения и взаимодействия.
Не настаивайте и не заставляйте ребенка делать то, от чего он активно отказывается. Попробуйте заинтересовать через игру.
Предлагайте конкретные варианты решения любых проблем, возникающих у ребенка. Учите справляться с негативными эмоциями, найдите вместе с ним свой вариант выхода из неприятной и сложной ситуации.
Не делайте ничего за ребенка, делайте вместе с ним. Не отталкивайте, не отстраняйтесь, привлекайте к домашним делам и учите ухаживать за собой, складывать и разбирать свои вещи и игрушки, убирать за собой посуду после еды, вытирать стол и т. п. Конечно, взрослым легче, быстрее и спокойнее сделать то, что не совсем получается у ребенка. Но он учится всегда, а не только когда его посадили заниматься, — поэтому нужен и полезен опыт любой деятельности.
Поощряйте, помогайте ребенку учиться взаимодействовать со сверстниками, проигрывайте ситуации общения, многократно говорите речевые формулы знакомства, прощания, вступления в игру, просьбы и т. п.
Читайте регулярно небольшие тексты. Важно не сколько времени вы читали, а сколько и как обсуждали прочитанное.
Не торопитесь идти в школу. У детей с особенностями «созревание» мозга и всех функций происходит на 1,5–2 года позже, чем у обычных детей. Выбирайте подходящий вашему ребенку вариант обучения. Для многих особенных детей домашнее обучение или в малой группе с гибким режимом предпочтительнее посещений массовой школы, где даже в условиях хорошо организованной учебы вероятно появление большого комплекса проблем. Поэтому необходимо рассмотреть разные варианты подготовки.
В работе с особенными детьми важно не только и не столько содержание занятий, сколько индивидуальная система взаимодействия, учет их желаний и интересов, а также постепенное, пошаговое освоение новых действий, знаний и опыта. И, главное, помните, что у каждого особенного ребенка есть не только трудности, но и преимущества, которые способны компенсировать многие проблемы и стать основой для его будущих успехов.
Важно, чтобы неудачи дошкольного детства не сформировали нерешительного и тревожного ребенка, всего боящегося и уверенного в том, что ничего не получится, привыкшего к тяжелому вздоху, огорчению и укору в ваших глазах. Вместе с вами он должен научиться радоваться преодолению и любому новому шагу, действию, опыту. Детский организм адаптивен, а мозг пластичен, поэтому многие проблемы развития преодолимы. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Записаться на прием можно по телефону: 8-931-105-85-90 (многоканальный). Или Напишите нам.