Адрес:
Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д.7. к.3
Адрес:
Санкт- Петербург, улица Парашютная, дом 44, корпус 1
Адрес:
Москва, пр. Волгоградский, д.42
Режим работы: понедельник - суббота с 08.00 до 21.00
Главная \ Блог \ Музыкальная терапия как метод лечения

Музыкальная терапия как метод лечения

Многие родители слышали о музыкальной терапии, но не все знают, насколько это действенный метод реабилитации. Наши музыкальные терапевты научат вашего ребенка радоваться вместе первой исполненной песне под аккомпанемент, пусть пока с помощью, пусть не совсем внятно, пусть движения под музыку еще робки, нет четкости, ритмичности, уверенности. Детей будет радовать то, что их неокрепшие пальчики научились сжимать уголок платочка, охватывать палочку флажка, удерживать кубики, ложку, застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Пусть они почувствуют радость, когда под их пальцами впервые зазвучит музыкальный инструмент, пусть пробегут по всему телу «мурашки» радости от участия в игре оркестра.

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых. Многочисленные методики музыкальной терапии  используются как самостоятельное направлении, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребенка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. С помощью музыки у детей можно вызвать определенное эмоциональное состояние: бодрое, задорное, ласковое, спокойное, доброжелательное.

Музыка организует деятельность детей, заражает их своим настроением. У них исчезает вялость мышечного тонуса, напряженность. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем. 

Коррекционные упражнения под музыку помогают развить у детей моторную функцию, правильную осанку, походку, подключают к различным видам деятельности абсолютно всех детей независимо от тяжести заболевания. С помощью музыки движения детей становятся ритмичными, четкими, упражнения приобретают яркость и выразительность, развиваются творческие способности детей.

Ритмические движения, речевые упражнения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Музыкальные упражнения развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движения.

Посредством музыки развиваются личностные качества, самостоятельность, познавательная активность, умение преодолевать трудности, связанные с психическими расстройствами. Музыка способствует раскрепощению детей, слишком углубленных в себя, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации.

MPH_7553 MPH_7546

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии; эмоциональной нестабильности; поведенческих нарушений; сенсорного дефицита; спинномозговых травм; психосоматических заболеваний; внутренних болезней; психических отклонений; афазии; аутизма.

Универсальность музыки заключается в том, что она существовала, существует и будет существовать у всех народов и во всех культурах. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов. 

При коррекции двигательных функций у детей с церебральным параличом важно развить не только двигательные навыки, но и правильные представления о движении. Музыкальное сопровождение поднимает настроение, вселяет веру в силы ребенка. Задания непременно соответствуют его двигательным и интеллектуальным возможностям. Музыка является незаменимым помощником и тогда, когда ребенок выполняет двигательные упражнения с помощью костылей или ходунков, и в тех случаях, когда психическое состояние ребенка (страх, испуг) тормозит этот процесс. При различных нарушениях двигательной активности на первых этапах подбирается музыка замедленная и мелодичная, она должна помочь ребенку.

Замедлив темп музыкального произведения или прослушивая более медленную музыку, можно углубить и замедлить дыхание, дать возможность успокоиться мозгу. Более глубокий, медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, более глубокое мышление и лучший метаболизм. Быстрое, сбивчивое дыхание может привести к поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению и склонности делать ошибки.

«При прослушивании музыки у человека возникают реальные мышечные пульсации в самых различных областях: в мышцах рук, ног, головы, туловища, в области гортани». Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызывает непроизвольное тактирование рукой или ногой, покачивание головой. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки побуждает ребенка к движению. 

Доказано, что улучшается речь. Уже имеется опыт использования мелодической интонации для обучения речи детей с афазией. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми.

Элементы логопедической ритмики используются для коррекции произношения, формирования речевого выдоха, развития ритмико-мелодической стороны речи, фонематического и ритмического слуха, увеличения словарного запаса. 

2022-04-02-10.52.11 2022-03-30-12.48.45

Пение для детей с церебральным параличом является большим помощником в преодолении дефектов и в развитии речи. Сочетание пения с различными мероприятиями по коррекции способствует раскрепощению речи ребенка, вовлекая его в речевое общение. Все предлагаемые детям песни обогащают их словарный запас, формируют речевое дыхание, содействуют обучению плавности, слитности, четкости речи, оказывают благотворное влияние на речь заикающихся. Пение развивает память и мышление, дает возможность (с помощью различных наглядных пособий) активно включаться в ход игры всем детям без исключения.

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихи всегда привлекают детей, настраивают их на игру.

Музыкальная терапия сама по себе реализует ряд целей: 

  • позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; 
  • помогает установить контакт между психологом и ребенком; 
  • помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка; 
  • повышает самооценку; 
  • помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; 
  • формирует ценные практические навыки — игры на музыкальных инструментах; 
  • помогает занять ребенка увлекательным делом — музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах; 
  • увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. 

Большие успехи достигнуты в лечении детей, больных аутизмом. Музыка, имея большое влияние на физиологию человека, благотворно воздействует через телесный уровень также и на эмоциональное состояние клиента. Одной из отличительных черт детей с аутизмом часто является высокий интеллект, а также неординарные творческие способности. Многие из них одарены музыкально, и очень важной задачей педагога является использовать эту одарённость для связи с окружающим миром, которая у других детей выражается в традиционной форме, а для ребенка с аутизмом является невозможной. Именно музыка помогает ребёнку с аутизмом чувствовать себя значимым, реализованным, понятым окружающими. Музыка в данном случае является тем языком, которым ребёнок выражает свои чувства и эмоции. Часто такие дети имеют склонность к композиции, сочиняют настоящие музыкальные произведения, имеющие художественную ценность.

2022-04-02-10.51.30

Музыка помогает ребенку расслабиться, например, специально подобранная музыка с частотой ритма не более 60 ударов в минуту помогает ребенку сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание. Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью психолога приятные ему образы, «оживляет» приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или с напряжением по какому-либо поводу. 

Родители могут продолжать и поддерживать занятия музыкальной терапией в домашних условиях. О чем при этом нужно помнить:

  • Предоставляйте как можно больше возможностей для движения под музыку, даже если ребенок прикован к постели или капельнице. Включайте в репертуар детей такие песни, исполнение которых можно сопровождать движениями.
  • Повторение – важный элемент работы с детьми.  
  • Четкая, предсказуемая структура занятия позволяет ребенку чувствовать себя безопаснее.  
  • Следите за уровнем громкости. Если ребенок зажимает руками голову, уши – вероятно, он обладает повышенной чувствительностью к звуку. Играйте и пойте тише, избегайте музыкальных инструментов с резким высоким звуком. 
  • Играйте в игры, приносите и демонстрируйте игрушки, фотографии, повседневные предметы (поварешки, картофелину, цветок, морскую раковину, снег, корицу), рассказывайте музыкальные сказки.  

Записаться на прием можно по телефону: 8-931-105-85-90 (многоканальный). Или Напишите нам.

Материалы, использованные в статье:
1. Музыкальная терапия, сборник методических материалов. Данный сборник подготовлен ГБУ РК «Карельский ресурсный центр» на основе методических пособий, представленных в свободном доступе в сети Интернет. Петрозаводск; 2019
2. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки: пособие для учителя дефектолога / Н.Г. Кононова. : Владос; Москва; 2008

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить