Каждая мама ждёт от ребенка первое слово. И каким же тяжелый и долгим бывает ожидание речи от ребенка, которому поставили диагноз «аутизм». Родители могут помочь своему ребенку начать говорить, заинтересовать его общением.
Первое, на что стоит обратить внимание — есть ли у ребенка лепет, произносит ли он отдельные звуки или части слов. Если ребенок в принципе произносит речевые звуки — это говорит о том, что на развитии устной речи рано ставить крест. В этом случае нам нужно подбирать методы для улучшения языковых навыков и учить ребенка речевой коммуникации. Ведь устная просьба — это самый простой и понятный для всех вариант просьбы, и ребенку будет гораздо проще получать ответ от других людей.
Первый шаг в изменении любого поведения — это проведение оценки. Прежде чем работать над развитием речи ребенка нужно провести оценку не только самой речи, но и навыков ребенка в целом. Важно понимать, какие звуки может сейчас произносить ребенок. Так что в самом начале необходимо сделать шаг назад и посмотреть на общие условия жизни ребенка. Особенно важно обратить внимание на то, как ребенок ест. Доказано, что, если у ребенка с аутизмом полностью отсутствует устная речь к двум или трем годам, у него, как правило, также есть проблемы с питанием. Например, возможно, он до сих пор пьет из бутылочки, отказывается от твердой пищи или чрезвычайно избирателен в еде. Например, если ребенок до сих пор пьет из бутылочки или детского поильника, то разумно начать программу с обучения тому, как пить из открытой чашки и через трубочку. Работа над этими навыками также может способствовать развитию устной речи.
В коррекции подобных проблем, как правило, нужна логопедическая помощь. Но важно понимать, что дети с аутизмом, особенно не пользующиеся устной речью, нуждаются в работе сотрудничающей команды специалистов, именно это позволяет им добиться самого быстрого прогресса.
Первая стратегия, которая рекомендуется для развития речи неговорящего аутичного ребенка, — обучение просьбам, устным или с помощью жестов или изображений. Однако есть и другие ключевые стратегии, которые помогают преимущественно невербальным детям улучшить навыки устной речи. Существует несколько стратегий, которые родители могут использовать каждый день при общении с ребенком.
Важно поощрять ребенка за любые речевые звуки. Это значит, что любые звуки, даже «случайные», позволяют ребенку немедленно получить что-то приятное и хорошее. Это побуждает ребенка издавать их чаще. Для этого родителям рекомендуется постоянно носить с собой пакет или небольшую сумку с лакомствами или игрушками, которые очень нравятся ребенку. Если ребенок начал спонтанно лепетать, например, повторять какие-то слоги, то важно тут же наградить его: подбежать, уделить внимание, похвалить, обнять или пощекотать (если ребенку это нравится) или даже дать что-то вкусное или какую-то игрушку. Цель в том, чтобы ребенок начал больше вокализировать — произносить различные речевые звуки и слоги в течение дня. «Лепет» — это очень важная стадия в развитии речи ребенка. Если ребенок так и не прошел ее и редко вокализирует, то важно поощрять у него речевые звуки. Для ребенка это важная практика перед тем как перейти к словам. Поощрение каждого звука — это способ увеличить такую практику.
Далее вы можете связывать поощрения с определенным звуком. Исследования показали, что, когда звуки связываются с определенным поощрением, ребенок с большей вероятностью воспроизводит этот звук в дальнейшем. Например, для одного трехлетнего мальчика звук «и-и-и-и-и» связали с катанием с горки. Ребенку помогали съехать с горки пять или десять раз подряд, каждый раз при этом инструктор говорил «и-и-и-и-и». Через неделю мальчик начал говорить «и-и-и-и-и» в течение дня уже спонтанно. В дальнейшем можно перейти от звука «и-и-и-и-и» к целому слову, например, «вниз». Для этого метода важно, чтобы звук (слово) повторялся в связке с поощрением каждый день и неоднократно. Желательно, чтобы это были десятки повторов. Для взрослого повторять какое-то слово или звук десятки раз при одном и том же действии может быть странно и неловко. Однако, несмотря на простоту и однообразие, эта методика очень часто приводит к положительным результатам.
Особенно важно, обучение ребенка имитации. Навыки имитации играют очень важную роль в развитии речи, ведь мы учим словам, предлагая повторить их за нами. Но сначала нужно убедиться, что ребенок может имитировать движения крупной моторики вслед за взрослым (например, подпрыгнуть, похлопать в ладоши, поднять руки, подтолкнуть игрушечную машинку). Такие движения проще отличать друг от друга и проще подсказывать ребенку во время их выполнения. Затем необходимо сосредоточиться на более сложной двигательной имитации (например, соединить два пальца, оттопырить большие пальцы и так далее). Это требует наблюдения за менее заметными движениями, а также навыков мелкой моторики. Следующий этап — оральная/лицевая имитация (например, открыть рот, моргнуть, высунуть язык и так далее). Теперь ребенок учится следить за вашей оральной моторикой. Наконец, попробуйте издавать звук во время движения полостью рта, которое ребенок уже умеет имитировать (например, откройте рот и скажите «а-а-а-а-а», сожмите губы и скажите «м-м-м-м-м» и так далее). Такой постепенный прогресс позволяет добиться плавного перехода к устной речи, в то время как если требовать от ребенка, чтобы он сказал «о-о-о», чтобы попросить сок, вместо жеста, то ему может быть трудно сделать такой переход.
Называйте то, что привлекло интерес ребенка. Важно учить ребенка тем словам, которые имеют смысл для него самого. Это люди, предметы и действия, с которыми он имеет дело каждый день, которые ему очень нравятся и вызывают у него большой интерес. Внимательно следите за тем, что интересно вашему ребенку. Обратите внимание, если он тянется к чему-то или иначе демонстрирует, что хочет это получить. Это возможность связать этот предмет или действие с конкретным словом. Например, если он тянется к полке с печеньем, то это идеальная ситуация для практики: скажите: «Печенье», и протяните кусочек печенья. Повторите то же самое с другим кусочком печенья. Если ребенок строит башню из кубиков, попробуйте подавать ему новые кубики и каждый раз говорите: «Кубик». Помните, что ребенку проще всего выучить новые слова в ситуации, когда он мотивирован и вовлечен в происходящее!
Повторяйте ключевые слова в разных ситуациях. Детям важно слышать слова много раз в разных ситуациях, чтобы действительно понять их смысл. Попробуйте повторять слова, которые связаны с обычными занятиями ребенка в течение дня. Например, повторяйте слово «холодно», когда вы вышли в холодную погоду на улице, когда меняете температуру воды в кране, чтобы ребенок помыл руки, и когда угощаете ребенка мороженым. Наглядно демонстрируйте, что значит слово: покажите на предмет или обозначьте слово действием. Например, скажите «холодно» и покажите, что вы дрожите. Не обязательно каждый раз повторять только одно слово. Используйте очень короткие, грамматически правильные предложения с акцентом на ключевое слово, чтобы ребенок лучше понимал разные варианты использования слова. Например, «как здесь холодно» или «холодная вода».
Отвечайте на попытки коммуникации ребенка, даже самые неидеальные. Если ребенок пробует произнести слово, то, даже если получился лишь один звук или он произнес его неправильно, очень важно тут же поощрить эту попытку. Если ребенок как-то попытался вступить в коммуникацию с вами, то отвечайте так, как будто он сказал слово целиком. Это показывает, что вы его слушаете и понимаете, что он пытается сообщить. Это поощряет его не оставлять попытки общаться с вами. Важно помнить, что обучение первым словам — это медленный процесс. Для того чтобы говорить слово в подходящей ситуации, ребенку нужно научиться: 1) с легкостью произносить речевые звуки и слоги; 2) повторять за взрослым, в том числе повторять звуки речи; 3) правильно понять значение слова.
Приведенные выше стратегии позволяют ребенку пройти такую подготовку. Конечно, это лишь примеры возможных методов, и многим детям нужна будет индивидуальная программа терапии для обучения первым словам. Однако важно помнить, что это обучение должно быть разносторонним и включать разные методики и подходы.
Записаться на прием можно по телефону: 8-931-105-85-90 (многоканальный). Или Напишите нам.
Материалы, использованные в статье:
1. THE HANEN CENTER, перевод Елизавета Морозова
2. MARY BARBERA BLOG, автор Мэри Барбера, перевод Елизавета Морозова
3. Источник: bcotb.com, автор Уэйн Сагер