Телефон:
Адрес:
г. Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д.7. кор. 3
Телефон:
Адрес:
г. Санкт-Петербург, пр. Ярославский, д. 66. кор. 1
Телефон:
Адрес:
г. Москва, пр. Волгоградский, д.42

Бобат - терапия

Бобат-терапия носит название по фамилии, разработавшей метод в 40-х годах прошлого столетия супружеской пары из Лондона, физиотерапевта Берты Бобат и нейрофизиолога доктора Карла Бобата.
Берта на основе собственного опыта и наблюдений обнаружила физиологические позиции тела, позволяющие затормозить патологические двигательные рефлексы. Такие позиции способствовали снижению мышечного напряжения и формированию управляемых движений.
Основная идея Берты Бобат - взаимодействие тела и психики, то есть лечится не рука или нога в отдельности, а человек в целом, воздействуя и изменяя через движение высший центр - головной мозг. 
Cовременная Бобат-концепция ориентирована на оценку состояния и абилитации детей с функциональными и двигательными расстройствами и нарушениями постурального контроля вследствие поражения центральной нервной системы. Этот подход используют при терапии для детей любой степени ограничения физической и функциональной активности.
Теоретическое обоснование метода основано на способности мозга к пластической адаптации (нейропластичности) в меняющихся условиях внешней среды, побуждающих к совершенствованию двигательного поведения. 
Концепция рассматривает возможности пластичности мозга как основу для развития, обучения и восстановления нервной и мышечной систем.
Терапия направлена на максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей ребенка, а не на восстановление движения до уровня нормального. 
При этом предполагается, что раннее начало терапии уменьшит вторичную дегенерацию нейронов коры, связанную с нарушением аксональных проекций клеток мозга, погибших в результате первичного повреждения, и таким образом обеспечит больше возможностей для восстановления функций.
Главная цель Бобат-терапии - повышение функциональной активности человека, расширение его участия в социальной жизни. Достигается эта цель посредством устранения аномальных, неэффективных, стереотипных паттернов движения, которые препятствуют нормальному функционированию, и выработки новых, более эффективных.

bobat (7) bobat (8)

Основные принципы двигательного обучения: активное участие ребенка, тренировка навыка и постановка значимых для него целей.

Основные задачи терапии — стимуляция нормального двигательного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций.
При этом работа с мышечным тонусом ведется для улучшения качества движения, а не ради нормализации тонуса как такового.
В концепции Бобат существуют три базовых принципа терапевтического воздействия.
 Это:

  • ингибиция, или торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений; 
  • фасилитация, или усиление правильных (нормальных) движений и положений тела;
  • стимуляция с помощью тактильных и кинестетических стимулов, необходимая для ощущения ребенком правильных движений и положения тела в пространстве.

Бобат-терапевты оценивают ребенка, выделяют недостающие и патологические движения или элементы движений и выбирают такие приемы, которые позволяют ему почувствовать нормальное движение и достичь желаемого результата.
Терапевтические приемы — это позиционирование (когда физический терапевт помещает ребенка в определенные позы) и техники ручного обращения (когда терапевт своими руками удерживает ребенка, распределяет его вес, перемещает его, то есть использует ингибицию, фоссилизацию и стимуляцию для движения)

bobat (2) bobat (3)

Принципы Бобат -терапии:

  • включенность вмешательства в повседневную жизнь ребенка;
  • последовательность терапевтического воздействия; 
  • препятствование появлению патологических движений; 
  • стимуляция появления правильных двигательных паттернов.

Методика хорошо сочетается с другими видами терапий, применяемыми при абилитации детей ДЦП, ЗПМР, поэтому комплексный подход дает заметные результаты.
Продолжительность занятия составляет 40 или 60 минут. 

Используемые источники:
1. Е. В. Клочкова «Введение в физическую терапию: физическая реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы» – с. 331-333, М. : Теревинф, 2014.
2. Е.В. Семенова, Е.В.Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачева, Е.Ю.Заболоцкис «Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов» - М.: Лепта Книга, 2018.

Найти нас легко:
Телефон:
Адрес:
г. Санкт-Петербург, пр. Ярославский, д. 66. кор. 1
Телефон:
Адрес:
г. Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д.7. кор. 3
Телефон:
Адрес:
г. Москва, Волгоградский пр., 42
Обратная связь
Подписаться на новости