7 921 586-54-02

info@drcrodnik.ru

+7 952 233-20-24

+7 953 152-02-10

+7 985 910-10-18

г. Санкт-Петербург, Ярославский пр., д.66 кор.1

г. Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д.7 кор.3

г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42

Мы в социальных сетях

Отзывы

Всем доброго утра и отличного дня !!!  Вот и закончился наш реабилитационный курс в ДРЦ «Родник».
Хотим выразить огромную благодарность центру « Родник», за таких прекрасных специалистов и тёплый приём и помощь во всем!
Отдельное СПАСИБО и низкий поклон каждому из наших учителей!
Горловой Екатерине.
Елене.
Андрееву Александру.
Дрига Максиму!!!

Ковлагина Ульяна

 

 Все отзывы

Новости Центра

Имя
E-mail

Статьи

Логопедический массаж Смирнова Л.В.

Логопедический массаж

в коррекционно-развивающей работе

с детьми раннего возраста 

с двигательными нарушениями

СМИРНОВА Л.В., учитель-логопед ТУЗ «Вологодская областная детская больница»;

КУДРЯВЦЕВА СВ., зав. кабинетом коррекционной педагогики ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования», г. Вологда

 

В последние десятилетия воз­росло число детей, рождаю­щихся с тяжелыми моторны­ми и речевыми задержками. Анализ годовых отчетов невро­логического отделения для грудных детей Вологодской областной детской больницы, за последние 7 лет, выявил за­кономерность такого роста в среднем на 1% в год. На наш взгляд, данная ситуация обус­ловлена увеличением количе­ства младенцев, родившихся с признаками перинатально­го поражения ЦНС, а также стремительным развитием ре­анимации новорожденных.

 

Перинатальное поражение выражается патологическим состоянием, обусловленным патогенным воздействием на мозг плода во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения (внутриутробные инфекции, асфиксии, внутричерепная родовая травма и др.). По дан­ным О.Г. Приходько [6], частота перинатальной энцефало­патии (ПЭП) встречается до 83,3% случаев. Раннее пора­жение мозга в дальнейшем обязательно проявится нару­шенным развитием, отклоне­ниями в поэтапном развитии различных звеньев двигатель­ного анализатора, познава­тельной и речевой деятельно­сти.

Другими словами, шанс заболеть детским церебраль­ным параличом имеет прибли­зительно один ребенок из 10 с диагнозом ПЭП. Ведущие в клинической картине ДЦП двигательные нарушения ха­рактеризуются центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами и часто сочетаются с речевы­ми и психическими расстрой­ствами. У детей с синдрома­ми двигательных расстройств отмечаются следующие наруше­ния: спастический парез, регидность, гиперкинезы, атаксии. В речевой моторике на­блюдаются аналогичные де­фекты: спастико-паретический, гиперкинетический, атактический, смешанные синдромы.

Ранняя коррекция отклоне­ний в психомоторном и рече­вом развитии детей — одна из актуальных проблем современ­ной логопедии. По мнению О.Г. Приходько, Е.Ф. Архи­повой, К.А. Семёновой, эффек­тивность медико-педагогичес­кой помощи усиливается бла­годаря пластичности мозга ребенка в этом возрасте.

В комплексной работе по нормализации мышечного то­нуса артикуляционного аппа­рата и улучшению процессов приема пищи необходимо ис­пользовать дифференцирован­ный логопедический массаж. Он представляет собой совокуп­ность приемов механического воздействия, изменяющего со­стояние мышц, кровеносных сосудов и тканей периферичес­кого речевого аппарата и со­здающего положительные ки­нестезии.

Массаж предваряет артику­ляционную и дыхательную гимнастику и рассматривает­ся как структурная часть ин­дивидуального логопедического занятия.

Перед проведением масса­жа логопед диагностирует со­стояние мышечного тонуса губной, мимической и языч­ной мускулатуры пальпацией.

При нормальном тонусе мыш­ца мягкая, упругая, эластич­ная и безболезненная; при ги­пертонусе напряжена, иногда болезненна; при гипотонусе — вялая, излишне мягкая, по­висшая. При осмотре следует обращать внимание на поло­жение тела, возможные асим­метрии, окраску кожи, кож­ные высыпания и кожные кровоизлияния.

Обследование начинается с наблюдения за ребенком в пе­риод бодрствования, без при­влечения к себе его внимания. Это дает возможность оценить положение его тела, поведе­ние, эмоциональные и голосо­вые реакции, непроизвольные движения.

Оценивается иннервация мимической, губной и языч­ной мускулатуры. При паре­зах и параличах мимической мускулатуры можно выявить комплекс симптомов: опущен­ный угол рта, больший размер одной из носогубных складок, неравномерность образования складок на лбу во время кри­ка, перетягивание рта в одну сторону, неплотное захватыва­ние соски, подтеки пищи из угла рта. Все это свидетель­ствует о периферическом по­ражении лицевого нерва.

Дети, находящиеся на зондовом питании в возрасте 1— 3 мес, встречаются все чаще. Логопедический массаж в этом случае необходим для норма­лизации глотания и сосания.

По тому, как ребенок сосет и глотает и как эти процессы сочетаются с дыханием, мож­но судить о функции тройнич­ного, лицевого, подъязычного (сосание), языкоглоточного и блуждающего (глотание) не­рвов. При нормальном разви­тии у малыша в течение 10— 15 мин отмечается активное и ритмичное сосание, молоко не выливается, поперхивания от­сутствуют и на каждые два сосательных движения прихо­дятся два глотательных и одно-два дыхательных. Если ребе­нок неплотно захватывает со­ску, вяло сосет, утомляется, поперхивается, кричит при присасывании, долго держит молоко во рту, имеет носовой оттенок голоса — это говорит о бульбарных или псевдобуль-барных нарушениях.

При бульбарном синдроме эти симптомы сочетаются с отсутствием нёбного и глоточ­ного рефлексов: свисанием мягкого нёба, вытеканием пищи через нос, саливацией, проявляющейся к 4 мес. при вертикальном положении ре­бенка на руках у взрослого. При бульбарной симптомати­ке ребенок находится на зондовом вскармливании.

При псевдобульбарной сим­птоматике усиливаются нёб­ный и глоточный рефлексы. Изолированное поражение подъязычного нерва суще­ственно не нарушает сосания и глотания. При плаче можно обнаружить отклонение кончика языка в сторону паретичной мышцы (поражение подъязычного нерва). Могут отмечаться недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта, невыражен­ность кончика языка, ограни­ченная способность языка дви­гаться вниз, назад. Все это не дает возможности формиро­вать разнообразие звуков в гу­лении, лепете, а в дальнейшем и в речи.

Повышение мышечного то­нуса в артикуляционной муску­латуре (гипертонус) приводит к спастичности артикуляционных мышц. При постоянном повы­шении тонуса в мускулатуре языка, губ язык напряжен, ото­двинут назад, спинка его изо­гнута, приподнята, кончик язы­ка не выражен. Повышение то­нуса в круговой мышце рта приводит к спастическому на­пряжению губ, плотному смы­канию рта. Непроизвольные движения при гипертонусе и спастичности артикуляционных мышц ограничены, что влечет за собой нарушение произволь­ной моторики.

У ребенка 3—4 мес. уже отчетливо можно констатиро­вать нарушение тонуса арти­куляционной мускулатуры, до этого времени у него преобла­дает физиологический гипер­тонус. В этом возрасте дети поступают на первый реаби­литационный курс в отделе­ние.

Нарушения тонуса артику­ляционной мускулатуры могут проявляться и в виде гипото­нии: язык тонкий, распластан­ный в полости рта, губы вя­лые, не могут плотно смыкать­ся, пища подтекает из углов рта, при жевании она вывали­вается изо рта. При этом мо­жет отмечаться назализация звуков гуления, лепета, кри­ка. Дети с низким мышечным тонусом составляют основной контингент получающих лого­педическую помощь.

Соотношение нарушений мышечного тонуса видно из рисунка.

При дистонии (меняющем­ся характере мышечного то­нуса) в состоянии покоя отме­чается низкий мышечный то­нус, а при звуковых реакциях он резко нарастает.

Индивидуальная логопеди­ческая работа с ребенком ран­него возраста строится на осно­ве индивидуальной программы по результатам обследования фактического уровня его разви­тия, индивидуальных особенно­стей, возраста, состояния мы­шечного топуса. Все занятия носят комбинированный характер, состоят из нескольких ча­стей, каждая из которых ре­шает свою задачу. Количество занятий (обычно 8—12) еже­дневно зависит от времени пре­бывания ребенка в отделении. Длительность занятия до 30 мин.

Занятие проходит в логопеди­ческом кабинете, оснащенном специальной мебелью, игрушка­ми, развивающими играми. В за­висимости от двигательных воз­можностей малыш находится в специальном стуле, на ру­ках у матери или кушетке. Предполагается динамическое наблюдение за психофизичес­ким развитием ребенка в те­чение длительного времени (дети поступают на повторный курс через 2—3 мес), что зна­чительно повышает эффектив­ность диагностики и коррек­ции.

Особая роль в лечебно-педагогических мероприятиях при­надлежит родителям, поэтому мать должна присутствовать на занятиях и обучаться приемам массажа и коррекционно-развивающей работы.

Сочетание логопедической работы с восстановительным лечением (медикаментозные средства, массаж, ЛФК, физио­терапия, ортопедическая по­мощь) — важное условие комп­лексного воздействия специали­стов (логопеда, невролога, врача ЛФК). Их общая позиция и со­гласованность действий при об­следовании, постановке диагно­за и медико-педагогической коррекции необходимы. Веду­щая роль принадлежит врачу -неврологу, который проводит неврологическое обследование, назначает восстановительное лечение, дает рекомендации по объему психолого-педагогичес­ких нагрузок, исходя из сома­тического и неврологического статуса, при необходимости вно­сит нужные коррективы.

В работе с детьми раннего возраста используются следу­ющие виды массажа:

— Дифференцированный логопедический (стимулирую­щий или расслабляющий);

— Точечный;

— Зондовый;

— С использованием других инструментов.

Логопедический массаж, являясь частью единого лечеб­но-педагогического процесса, играет важную роль в преодо­лении тяжелых речевых за­держек у детей раннего воз­раста. Логопед, владеющий методикой логопедического массажа, способен достичь высоких результатов в преодо­лении вышеперечисленных нарушений. Подтверждением эффективности данного мето­да может служить нормализа­ция или значительные улуч­шения мышечного тонуса ар­тикуляционного аппарата, а также процессов глотания и сосания у детей первого года жизни с тяжелыми моторны­ми и речевыми задержками, с которыми проводились сеан­сы логопедического массажа.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.  Apxипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. М.,  1989.

2.  Apxипова Е.Ф. Логопеди­ческий массаж при дизартрии. М., 2007.

3.  Елыскина И.Б. Комплекс­ный подход к коррекции рече­вой патологии у детей. Логопе­дический массаж. СПб., 2004.

4.  Дьякова ЕА. Логопедичес­кий массаж. М.,  2003.

5.  Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Наглядно-практичес­кое пособие. М.,  2000.

6.   Приходько О.Г., Моисее­ва Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. М.,  2003.

 

7.  Семёнова К А. Восстанови­тельное лечение детского цереб­рального паралича. Вопросы ранней диагностики / Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. 2009. №  1, 2.