7 981 717-74-34

info@drcrodnik.ru

+7 952 233-20-24

+7 953 152-02-10

+7 985 910-10-18

г. Санкт-Петербург, Ярославский пр., д.66 кор.1

г. Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д.7 кор.3

г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42

ДЦА Родник Летний Выездной Курс

Мы ВКонтакте

Отзывы

Мне сложно найти специалиста по душе

Подробнее...

Хотелось бы выразить огромную благодарность

Подробнее...

Новости Центра

Имя
E-mail

Статьи

Логопедический массаж Смирнова Л.В.

Логопедический массаж

в коррекционно-развивающей работе

с детьми раннего возраста 

с двигательными нарушениями

СМИРНОВА Л.В., учитель-логопед ТУЗ «Вологодская областная детская больница»;

КУДРЯВЦЕВА СВ., зав. кабинетом коррекционной педагогики ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования», г. Вологда

 

В последние десятилетия воз­росло число детей, рождаю­щихся с тяжелыми моторны­ми и речевыми задержками. Анализ годовых отчетов невро­логического отделения для грудных детей Вологодской областной детской больницы, за последние 7 лет, выявил за­кономерность такого роста в среднем на 1% в год. На наш взгляд, данная ситуация обус­ловлена увеличением количе­ства младенцев, родившихся с признаками перинатально­го поражения ЦНС, а также стремительным развитием ре­анимации новорожденных.

 

Перинатальное поражение выражается патологическим состоянием, обусловленным патогенным воздействием на мозг плода во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения (внутриутробные инфекции, асфиксии, внутричерепная родовая травма и др.). По дан­ным О.Г. Приходько [6], частота перинатальной энцефало­патии (ПЭП) встречается до 83,3% случаев. Раннее пора­жение мозга в дальнейшем обязательно проявится нару­шенным развитием, отклоне­ниями в поэтапном развитии различных звеньев двигатель­ного анализатора, познава­тельной и речевой деятельно­сти.

Другими словами, шанс заболеть детским церебраль­ным параличом имеет прибли­зительно один ребенок из 10 с диагнозом ПЭП. Ведущие в клинической картине ДЦП двигательные нарушения ха­рактеризуются центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами и часто сочетаются с речевы­ми и психическими расстрой­ствами. У детей с синдрома­ми двигательных расстройств отмечаются следующие наруше­ния: спастический парез, регидность, гиперкинезы, атаксии. В речевой моторике на­блюдаются аналогичные де­фекты: спастико-паретический, гиперкинетический, атактический, смешанные синдромы.

Ранняя коррекция отклоне­ний в психомоторном и рече­вом развитии детей — одна из актуальных проблем современ­ной логопедии. По мнению О.Г. Приходько, Е.Ф. Архи­повой, К.А. Семёновой, эффек­тивность медико-педагогичес­кой помощи усиливается бла­годаря пластичности мозга ребенка в этом возрасте.

В комплексной работе по нормализации мышечного то­нуса артикуляционного аппа­рата и улучшению процессов приема пищи необходимо ис­пользовать дифференцирован­ный логопедический массаж. Он представляет собой совокуп­ность приемов механического воздействия, изменяющего со­стояние мышц, кровеносных сосудов и тканей периферичес­кого речевого аппарата и со­здающего положительные ки­нестезии.

Массаж предваряет артику­ляционную и дыхательную гимнастику и рассматривает­ся как структурная часть ин­дивидуального логопедического занятия.

Перед проведением масса­жа логопед диагностирует со­стояние мышечного тонуса губной, мимической и языч­ной мускулатуры пальпацией.

При нормальном тонусе мыш­ца мягкая, упругая, эластич­ная и безболезненная; при ги­пертонусе напряжена, иногда болезненна; при гипотонусе — вялая, излишне мягкая, по­висшая. При осмотре следует обращать внимание на поло­жение тела, возможные асим­метрии, окраску кожи, кож­ные высыпания и кожные кровоизлияния.

Обследование начинается с наблюдения за ребенком в пе­риод бодрствования, без при­влечения к себе его внимания. Это дает возможность оценить положение его тела, поведе­ние, эмоциональные и голосо­вые реакции, непроизвольные движения.

Оценивается иннервация мимической, губной и языч­ной мускулатуры. При паре­зах и параличах мимической мускулатуры можно выявить комплекс симптомов: опущен­ный угол рта, больший размер одной из носогубных складок, неравномерность образования складок на лбу во время кри­ка, перетягивание рта в одну сторону, неплотное захватыва­ние соски, подтеки пищи из угла рта. Все это свидетель­ствует о периферическом по­ражении лицевого нерва.

Дети, находящиеся на зондовом питании в возрасте 1— 3 мес, встречаются все чаще. Логопедический массаж в этом случае необходим для норма­лизации глотания и сосания.

По тому, как ребенок сосет и глотает и как эти процессы сочетаются с дыханием, мож­но судить о функции тройнич­ного, лицевого, подъязычного (сосание), языкоглоточного и блуждающего (глотание) не­рвов. При нормальном разви­тии у малыша в течение 10— 15 мин отмечается активное и ритмичное сосание, молоко не выливается, поперхивания от­сутствуют и на каждые два сосательных движения прихо­дятся два глотательных и одно-два дыхательных. Если ребе­нок неплотно захватывает со­ску, вяло сосет, утомляется, поперхивается, кричит при присасывании, долго держит молоко во рту, имеет носовой оттенок голоса — это говорит о бульбарных или псевдобуль-барных нарушениях.

При бульбарном синдроме эти симптомы сочетаются с отсутствием нёбного и глоточ­ного рефлексов: свисанием мягкого нёба, вытеканием пищи через нос, саливацией, проявляющейся к 4 мес. при вертикальном положении ре­бенка на руках у взрослого. При бульбарной симптомати­ке ребенок находится на зондовом вскармливании.

При псевдобульбарной сим­птоматике усиливаются нёб­ный и глоточный рефлексы. Изолированное поражение подъязычного нерва суще­ственно не нарушает сосания и глотания. При плаче можно обнаружить отклонение кончика языка в сторону паретичной мышцы (поражение подъязычного нерва). Могут отмечаться недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта, невыражен­ность кончика языка, ограни­ченная способность языка дви­гаться вниз, назад. Все это не дает возможности формиро­вать разнообразие звуков в гу­лении, лепете, а в дальнейшем и в речи.

Повышение мышечного то­нуса в артикуляционной муску­латуре (гипертонус) приводит к спастичности артикуляционных мышц. При постоянном повы­шении тонуса в мускулатуре языка, губ язык напряжен, ото­двинут назад, спинка его изо­гнута, приподнята, кончик язы­ка не выражен. Повышение то­нуса в круговой мышце рта приводит к спастическому на­пряжению губ, плотному смы­канию рта. Непроизвольные движения при гипертонусе и спастичности артикуляционных мышц ограничены, что влечет за собой нарушение произволь­ной моторики.

У ребенка 3—4 мес. уже отчетливо можно констатиро­вать нарушение тонуса арти­куляционной мускулатуры, до этого времени у него преобла­дает физиологический гипер­тонус. В этом возрасте дети поступают на первый реаби­литационный курс в отделе­ние.

Нарушения тонуса артику­ляционной мускулатуры могут проявляться и в виде гипото­нии: язык тонкий, распластан­ный в полости рта, губы вя­лые, не могут плотно смыкать­ся, пища подтекает из углов рта, при жевании она вывали­вается изо рта. При этом мо­жет отмечаться назализация звуков гуления, лепета, кри­ка. Дети с низким мышечным тонусом составляют основной контингент получающих лого­педическую помощь.

Соотношение нарушений мышечного тонуса видно из рисунка.

При дистонии (меняющем­ся характере мышечного то­нуса) в состоянии покоя отме­чается низкий мышечный то­нус, а при звуковых реакциях он резко нарастает.

Индивидуальная логопеди­ческая работа с ребенком ран­него возраста строится на осно­ве индивидуальной программы по результатам обследования фактического уровня его разви­тия, индивидуальных особенно­стей, возраста, состояния мы­шечного топуса. Все занятия носят комбинированный характер, состоят из нескольких ча­стей, каждая из которых ре­шает свою задачу. Количество занятий (обычно 8—12) еже­дневно зависит от времени пре­бывания ребенка в отделении. Длительность занятия до 30 мин.

Занятие проходит в логопеди­ческом кабинете, оснащенном специальной мебелью, игрушка­ми, развивающими играми. В за­висимости от двигательных воз­можностей малыш находится в специальном стуле, на ру­ках у матери или кушетке. Предполагается динамическое наблюдение за психофизичес­ким развитием ребенка в те­чение длительного времени (дети поступают на повторный курс через 2—3 мес), что зна­чительно повышает эффектив­ность диагностики и коррек­ции.

Особая роль в лечебно-педагогических мероприятиях при­надлежит родителям, поэтому мать должна присутствовать на занятиях и обучаться приемам массажа и коррекционно-развивающей работы.

Сочетание логопедической работы с восстановительным лечением (медикаментозные средства, массаж, ЛФК, физио­терапия, ортопедическая по­мощь) — важное условие комп­лексного воздействия специали­стов (логопеда, невролога, врача ЛФК). Их общая позиция и со­гласованность действий при об­следовании, постановке диагно­за и медико-педагогической коррекции необходимы. Веду­щая роль принадлежит врачу -неврологу, который проводит неврологическое обследование, назначает восстановительное лечение, дает рекомендации по объему психолого-педагогичес­ких нагрузок, исходя из сома­тического и неврологического статуса, при необходимости вно­сит нужные коррективы.

В работе с детьми раннего возраста используются следу­ющие виды массажа:

— Дифференцированный логопедический (стимулирую­щий или расслабляющий);

— Точечный;

— Зондовый;

— С использованием других инструментов.

Логопедический массаж, являясь частью единого лечеб­но-педагогического процесса, играет важную роль в преодо­лении тяжелых речевых за­держек у детей раннего воз­раста. Логопед, владеющий методикой логопедического массажа, способен достичь высоких результатов в преодо­лении вышеперечисленных нарушений. Подтверждением эффективности данного мето­да может служить нормализа­ция или значительные улуч­шения мышечного тонуса ар­тикуляционного аппарата, а также процессов глотания и сосания у детей первого года жизни с тяжелыми моторны­ми и речевыми задержками, с которыми проводились сеан­сы логопедического массажа.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.  Apxипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. М.,  1989.

2.  Apxипова Е.Ф. Логопеди­ческий массаж при дизартрии. М., 2007.

3.  Елыскина И.Б. Комплекс­ный подход к коррекции рече­вой патологии у детей. Логопе­дический массаж. СПб., 2004.

4.  Дьякова ЕА. Логопедичес­кий массаж. М.,  2003.

5.  Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Наглядно-практичес­кое пособие. М.,  2000.

6.   Приходько О.Г., Моисее­ва Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. М.,  2003.

 

7.  Семёнова К А. Восстанови­тельное лечение детского цереб­рального паралича. Вопросы ранней диагностики / Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. 2009. №  1, 2.