7 981 717-74-34

info@drcrodnik.ru

+7 952 233-20-24

+7 953 152-02-10

+7 985 910-10-18

г. Санкт-Петербург, Ярославский пр., д.66 кор.1

г. Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д.7 кор.3

г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42

ДЦА Родник Летний Выездной Курс

Мы ВКонтакте

Отзывы

Мне сложно найти специалиста по душе

Подробнее...

Хотелось бы выразить огромную благодарность

Подробнее...

Новости Центра

Имя
E-mail

Коррекционная хореография для детей и подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата

Контингент детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, характеризуется комплексом двигательных, речевых, психических и сенсорных нарушений, что, требует проведения соответствующих мероприятий коррекционной направленности с использованием наиболее эффективных средств адаптивной физической культуры.

Изучение особенностей организации и содержания занятий по адаптивной физической культуре детей с церебральным параличом выявило необходимость активизации их двигательной деятельности, одним из наиболее целесообразных средств которой, является хореография.
По мнению Рачицкой А.И. активизация двигательной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата осуществляется путем внедрения в процесс адаптивной физической культуры средств хореографии, образующих блок образовательной, креативной и психологической направленности.

С помощью хореографического искусства, можно развить или улучшить двигательные возможности ребенка, выработать или отработать ритмичность, предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, коррекционная хореография является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в игровой и непринужденной форме. Занятия дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя, способность к самовыражению

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Ритмичное движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Ритмика – это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

С первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его более успешной работе мозга, а сам процесс занятий коррекционной хореографией приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в жизни и творчестве.
Психолог, танце-терапевт, психодраматерапевт, преподаватель специализации по танцевально-двигательной терапии Бирюкова И.В. полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Она связывает хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.

Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, ощущать свое тело, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Что дают занятия коррекционной хореографией?

Коррекционная хореография - передача музыки через движения, эмоциональный отклик на музыку, выполнение простых и сложных упражнений, обучение детей умение владеть своим телом, красивая осанка, грациозная походка, развитие координации, музыкальности, выразительности, развитие гибкости и выносливости средствами музыки.

Она доступна детям, начиная с раннего возраста.

Методы и приемы коррекционной хореографии

На занятиях коррекционной хореографии используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический.

В наглядном методе это, прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет занятие коррекционной хореографией.

Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет.

Аккомпанемент можно заменить грамзаписью, напеванием мелодии, под которую педагог показывает движение. Иногда педагог обращается за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение.

Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, т.е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т.д.

Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в процессе занятий коррекционной хореографии как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.

Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида коррекционной хореографии и возраста детей.

Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно для малышей); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах.

При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмичного движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.

Такое построение занятий коррекционной хореографии облегчает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж — необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы.

Этапы занятий коррекционной хореографии

Занятия коррекционной хореографии включает три этапа:

На первом этапе (занятия коррекционной ритмикой)

ставятся следующие задачи:

- ознакомить, научить выполнять и закрепить правильность выполнения детьми новых простых упражнений необходимых для ритмичных движений под музыку.
- создать целостное впечатление о музыке и движении;
- начать разучивание (в общих чертах) элементарных движений.

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с ребенком музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмичное движение, стремясь пробудить в ребенке желание разучить его. Стимульный материал и методики адаптивной физподготовки подбирает с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным. Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить ребёнку выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то преподаватель вместе с ребёнком выполняет новое движение полностью. При этом педагог ритмики напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания.

Основные виды упражнений на данном этапе:

- общеразвивающие упражнения: плавные, медленные, быстрые, ритмичные, четкие;
- упражнения на гибкость;
- всевозможные сочетания движений ног, рук, корпуса; упражнения на выработку осанки;
- упражнения под музыку с ускорением темпа, резкой сменой темпа;
- упражнения на расслабление мышц: мягкие прыжки, полуприседания, легкие махи руками, ногами, имитация («распускающийся или увядающий цветок»).

На втором этапе (занятия музыкально-двигательная терапия)

Задачи изменяются:

-это углубленное разучивание музыкально-ритмичного движения;
-уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивать достижения ребенка. Стимульный материал и методики адаптивной физподготовки подбираются с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Если появляются затруднения, следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями).

На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры. Эти приемы помогают ребенку глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.

Основные виды упражнений на данном этапе:

- упражнения по программе физического воспитания, адаптированной для детей с нарушением опрно-двигательного аппарата;
- упражнения на гибкость;
- всевозможные сочетания движений ног, рук, корпуса;
- упражнения на выработку осанки;
- коррекционные упражнения – разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, корпуса, кистей;
- упражнения под музыку с ускорением темпа, резкой сменой темпа;
- самостоятельное составление несложных ритмических композиций с предметами и без них, с воображаемыми предметами (мяч, пушинка, перышко, снежинка, кнут…);
- упражнения на расслабление мышц: мягкие прыжки, полуприседания, легкие махи руками, ногами, имитация («распускающийся или увядающий цветок»).

На третьем этапе (танцевально-двигательная терапия),

ставятся следующие задачи:

- закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под аудиозапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмичного движения нацелена на работу над его качеством. Стимульный материал и методики адаптивной физподготовки подбирает с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Преподаватель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.

Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию из разученных элементов танца.

Каждое занятие любого этапа обязательно включает упражнения на регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения (в разных вариантах — стоя, сидя, в движении). Постепенно развивается двигательная сфера ребенка, подражание движениям становится более точным.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ритмические упражнения под музыку очень важны для стабилизации нормального положения головы, развития умения расслаблять мышцы и подавлять патологические синергии и синкинезии и др. Они создают положительный эмоциональный настрой. Также ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений.

Коррекционная хореография – это живой, постоянно движущийся прогресс, поэтому что-то должно уходить, уступая место новым формам, что-то видоизменяться и открываться. Уникальная возможность соединять и постоянно создавать внутри себя ситуацию смежности со многими другими дисциплинами делает ритмику столь значительной. Коррекционная хореография в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с ОВЗ, психофизическим недоразвитием, приобрела новую содержательную структуру, новые формы такие, как:

• ритмопластика и ритмическая гимнастика;
• логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение);
• коррекционная ритмика;
• психогимнастика под музыку;
• корригирующие игры с пением;
• коррекционные подвижные и пальчиковые игры;
• коммуникативные танцы;
• музыкально-двигательная терапия;
• хореографические этюды с предметами и без предметов;
• элементы музицирования;
• драматизация;
• танцевально-двигательная терапия;
• пластико-речевой театр;
• пантомима;
• импровизация;
• эвритмия;
• ритмический диктант;
• ритмодекламация;
• творческие этюды.

Эти формы и направления можно назвать синтезом движения – речи - музыки. Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой. Новые направления в коррекционной хореографии дают детям возможность накопления впечатлений и двигательных навыков. Ребенок не механичен, а органичен.