7 981 717-74-34

info@drcrodnik.ru

+7 952 233-20-24

+7 953 152-02-10

+7 985 910-10-18

г. Санкт-Петербург, Ярославский пр., д.66 кор.1

г. Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д.7 кор.3

г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42

ДЦА Родник Летний Выездной Курс

Мы ВКонтакте

Отзывы

Привет всем из Финляндии 🇫🇮 🤗

Подробнее...

Курсы реабилитации в центре "Родник" стали для Насти и Тёмы практически повседневными,

Подробнее...

Новости Центра

Имя
E-mail

Коррекционная хореография для детей и подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата

Контингент детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, характеризуется комплексом двигательных, речевых, психических и сенсорных нарушений, что, требует проведения соответствующих мероприятий коррекционной направленности с использованием наиболее эффективных средств адаптивной физической культуры.

Изучение особенностей организации и содержания занятий по адаптивной физической культуре детей с церебральным параличом выявило необходимость активизации их двигательной деятельности, одним из наиболее целесообразных средств которой, является хореография.
По мнению Рачицкой А.И. активизация двигательной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата осуществляется путем внедрения в процесс адаптивной физической культуры средств хореографии, образующих блок образовательной, креативной и психологической направленности.

С помощью хореографического искусства, можно развить или улучшить двигательные возможности ребенка, выработать или отработать ритмичность, предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, коррекционная хореография является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в игровой и непринужденной форме. Занятия дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя, способность к самовыражению

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Ритмичное движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Ритмика – это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

С первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его более успешной работе мозга, а сам процесс занятий коррекционной хореографией приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в жизни и творчестве.
Психолог, танце-терапевт, психодраматерапевт, преподаватель специализации по танцевально-двигательной терапии Бирюкова И.В. полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Она связывает хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.

Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, ощущать свое тело, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Что дают занятия коррекционной хореографией?

Коррекционная хореография - передача музыки через движения, эмоциональный отклик на музыку, выполнение простых и сложных упражнений, обучение детей умение владеть своим телом, красивая осанка, грациозная походка, развитие координации, музыкальности, выразительности, развитие гибкости и выносливости средствами музыки.

Она доступна детям, начиная с раннего возраста.

Методы и приемы коррекционной хореографии

На занятиях коррекционной хореографии используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический.

В наглядном методе это, прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет занятие коррекционной хореографией.

Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет.

Аккомпанемент можно заменить грамзаписью, напеванием мелодии, под которую педагог показывает движение. Иногда педагог обращается за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение.

Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, т.е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т.д.

Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в процессе занятий коррекционной хореографии как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.

Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида коррекционной хореографии и возраста детей.

Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно для малышей); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах.

При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмичного движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.

Такое построение занятий коррекционной хореографии облегчает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж — необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы.

Этапы занятий коррекционной хореографии

Занятия коррекционной хореографии включает три этапа:

На первом этапе (занятия коррекционной ритмикой)

ставятся следующие задачи:

- ознакомить, научить выполнять и закрепить правильность выполнения детьми новых простых упражнений необходимых для ритмичных движений под музыку.
- создать целостное впечатление о музыке и движении;
- начать разучивание (в общих чертах) элементарных движений.

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с ребенком музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмичное движение, стремясь пробудить в ребенке желание разучить его. Стимульный материал и методики адаптивной физподготовки подбирает с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным. Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить ребёнку выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то преподаватель вместе с ребёнком выполняет новое движение полностью. При этом педагог ритмики напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания.

Основные виды упражнений на данном этапе:

- общеразвивающие упражнения: плавные, медленные, быстрые, ритмичные, четкие;
- упражнения на гибкость;
- всевозможные сочетания движений ног, рук, корпуса; упражнения на выработку осанки;
- упражнения под музыку с ускорением темпа, резкой сменой темпа;
- упражнения на расслабление мышц: мягкие прыжки, полуприседания, легкие махи руками, ногами, имитация («распускающийся или увядающий цветок»).

На втором этапе (занятия музыкально-двигательная терапия)

Задачи изменяются:

-это углубленное разучивание музыкально-ритмичного движения;
-уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивать достижения ребенка. Стимульный материал и методики адаптивной физподготовки подбираются с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Если появляются затруднения, следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями).

На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры. Эти приемы помогают ребенку глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.

Основные виды упражнений на данном этапе:

- упражнения по программе физического воспитания, адаптированной для детей с нарушением опрно-двигательного аппарата;
- упражнения на гибкость;
- всевозможные сочетания движений ног, рук, корпуса;
- упражнения на выработку осанки;
- коррекционные упражнения – разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, корпуса, кистей;
- упражнения под музыку с ускорением темпа, резкой сменой темпа;
- самостоятельное составление несложных ритмических композиций с предметами и без них, с воображаемыми предметами (мяч, пушинка, перышко, снежинка, кнут…);
- упражнения на расслабление мышц: мягкие прыжки, полуприседания, легкие махи руками, ногами, имитация («распускающийся или увядающий цветок»).

На третьем этапе (танцевально-двигательная терапия),

ставятся следующие задачи:

- закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под аудиозапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмичного движения нацелена на работу над его качеством. Стимульный материал и методики адаптивной физподготовки подбирает с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Преподаватель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.

Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию из разученных элементов танца.

Каждое занятие любого этапа обязательно включает упражнения на регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения (в разных вариантах — стоя, сидя, в движении). Постепенно развивается двигательная сфера ребенка, подражание движениям становится более точным.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ритмические упражнения под музыку очень важны для стабилизации нормального положения головы, развития умения расслаблять мышцы и подавлять патологические синергии и синкинезии и др. Они создают положительный эмоциональный настрой. Также ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений.

Коррекционная хореография – это живой, постоянно движущийся прогресс, поэтому что-то должно уходить, уступая место новым формам, что-то видоизменяться и открываться. Уникальная возможность соединять и постоянно создавать внутри себя ситуацию смежности со многими другими дисциплинами делает ритмику столь значительной. Коррекционная хореография в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с ОВЗ, психофизическим недоразвитием, приобрела новую содержательную структуру, новые формы такие, как:

• ритмопластика и ритмическая гимнастика;
• логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение);
• коррекционная ритмика;
• психогимнастика под музыку;
• корригирующие игры с пением;
• коррекционные подвижные и пальчиковые игры;
• коммуникативные танцы;
• музыкально-двигательная терапия;
• хореографические этюды с предметами и без предметов;
• элементы музицирования;
• драматизация;
• танцевально-двигательная терапия;
• пластико-речевой театр;
• пантомима;
• импровизация;
• эвритмия;
• ритмический диктант;
• ритмодекламация;
• творческие этюды.

Эти формы и направления можно назвать синтезом движения – речи - музыки. Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой. Новые направления в коррекционной хореографии дают детям возможность накопления впечатлений и двигательных навыков. Ребенок не механичен, а органичен.